Начало » 2009»Апрель»5 » Вышла книга "Анархисты в России в конце 20 века". Заказать книгу
Вышла книга "Анархисты в России в конце 20 века". Заказать книгу
03:33
Книга представляет собой значительно
переработанный текст кандидатской диссертации "Феномен анархизма в
политической жизни России в конце XX века", защищенной автором в 2003
году. Текст диссертации переработан так, что он может быть интересен не
только узким специалистам, но и более массовому читателю. Книга
является результатом восьмилетнего научного исследования, при этом,
однако, изложенным в яркой и доступной форме. Анархисты СССР---России
рассматриваются не как отдельное, оторванное от жизни явление, а в
рамках общих социально-политических процессов 1980--1990-х годов.
Книга может быть интересна всем, кто интересуется анархизмом, историей радикальных политических движений.
Введение Глава 1. Приватизация собственности и анархисты Глава 2. Политические кризисы августа 1991 и октября 1993 Глава 3. Распад СССР. Анархисты в некоторых республиках СССР Глава 4. Война в Чечне Глава 5. Основные объединения анархистов России на рубеже 20--21 веков Глава 6. Правый анархизм как явление Глава
7. Отдельные аспекты деятельности анархистов. Антифашизм,
анархо-национализм, молодежная субкультура. "Новая Революционная
Альтернатива" Заключение Приложение 1. Периодические издания либертарных групп СССР--России на рубеже 20-21 вв.
Читателю
этой книги повезло. В его руках -- уникальное исследование,
единственное в своём роде. Притом посвящено оно не одной из
раскрученных в СМИ тем -- не Бараку Обаме, не войне в Ираке, не
международному терроризму и не экономическому кризису. Исследование
Дмитрия Бученкова раскрывает одну из малоизвестных страниц -- историю
анархистского движения в России, Украине, Белоруссии и других странах
бывшего Советского Союза в период 1990-х -- 2000-х годов. Для
среднестатистического читателя газет, телезрителя современные
анархистские организации России -- отнюдь не широко известное явление.
Оно и понятно -- нет рядом с нами ни Нестора Ивановича Махно с его
неуловимыми партизанами под чёрным знаменем, ни знаменитых испанских
коммун провинции Арагон 1936 года. Но нет-нет, да и промелькнёт в
газетах или в телепередаче сообщение об удалой первомайской
демонстрации под чёрным флагом на улицах Москвы. Или об экологическом
лагере против строительства экологически опасного объекта. Или о
ребятах из "Food not bombs", раздающих на вокзале еду бездомным. А ведь
всё это зачастую организуют анархисты. Россию
по-своему можно считать одной из родных стран классического анархизма.
Посудите сами: из семи всемирно известных мыслителей,
"отцов-основателей" этого течения, лишь по одному приходится на такие
страны, как Великобритания (У. Годвин), Германия (М. Штирнер), США (Б.
Таккер), Франция (П.-Ж. Прудон). С Россией же связаны имена троих
великих мыслителей-анархистов, таких как М. А. Бакунин, П. А. Кропоткин
и Л. Н. Толстой. Ещё с XVI века элементы анархизма, призывы к
преодолению государства и его замене самоуправлением, объединением
добровольных союзов равноправных людей в нашей стране можно обнаружить
в учениях народных христианских проповедников, гонимых официальной
церковью, -- последователей беглого монаха Феодосия Косого. И это не
случайно -- такова была испокон веков реакция мыслящей части общества
на граничащее с произволом всевластие государственной бюрократии,
связанных с ней феодальных, а впоследствии и предпринимательских
кругов. Таков неизбежный побочный результат существования сильного
государства, обладающего мощным карательным аппаратом и осуществляющего
жёсткий контроль за всеми сторонами жизни общества. Не случайно на заре
перестройки, в конце 1980-х, классик русского рока Виктор Цой произнёс
в какой-то мере отразившую подобные настроения фразу: "Самая главная
мафия в стране -- государство". Интерес к изучению идей и деятельности
анархистов в России не утихал никогда. Приведу один интересный факт.
Недавно в Петербурге вышел объёмный библиографический
словарь-справочник, перечисляющий наименования публикаций, связанных с
анархизмом. В это издание со всеми приложениями вошли 8449 наименований
изданных на русском языке статей, книг, публикаций исторических
документов и т.д. И это лишь то, что известно составителям, проделавшим
и без того колоссальную работу. В
современной России также существует анархистское движение, пусть даже
не столь многочисленное, как в начале XX века, когда оно насчитывало
тысячи участников. По оценкам самих анархистов, в нём участвуют
приблизительно 800--1000 человек. Подавляющее большинство из них не
входит в какие-либо организации, воспринимаемые зачастую как
ограничение инициативы, источник конфликтов, расколов, лидерских
амбиций. В противовес организационным структурам современные сторонники
анархии часто выдвигают неформальные объединения. Так, представители
некоторых течений, как, например, анархо-примитивисты и христианские
анархисты, предпочитают в качестве организационных форм
интернет-сообщества. Для консолидации своих сил анархисты также
используют широкие и неполитизированные социальные инициативы. Так,
часть анархистов объединяется вокруг групп "Еда вместо бомб", которые
проводят акции по раздаче бесплатной еды бездомным. Сибирские
анархо-синдикалисты в Омске, Иркутске и других городах вместо небольших
идеологическим организаций предпочли консолидироваться в рамках
межрегионального объединения профсоюзов "Сибирская конфедерация труда"
(СКТ). Впрочем,
существуют достаточно активные организации общероссийского масштаба,
объединяющие десятки активистов: либертарно-коммунистическая
организация "Автономное действие" (АД); Ассоциация движений анархистов
(АДА); Конфедерация революционных анархо-синдикалистов (КРАС),
являющаяся секцией Международной ассоциации труда (МАТ) --
международного объединения анархо-синдикалистских профсоюзов;
контркультурное сообщество анархо-панков "Панк-возрождение" (ПВ);
движение "Хранители Радуги". Действуют и небольшие региональные группы,
не примыкающие к общероссийским организациям. Выходят
анархистские газеты и журналы: "Автоном", "Воля", "Либертарная мысль",
"Прямое действие", "Ситуация" и др. Работают многочисленные сайты.
Среди наиболее известных из них -- www.avtonom.org, www.kras.fatal.ru,
www.aitrus.info и др. На
сегодняшний день большинство российских анархистов -- сторонники левых,
антикапиталистических взглядов. АД и КРАС официально считают себя
анархо-коммунистами -- сторонниками идей Петра Алексеевича Кропоткина и
близких ему теоретиков. Такие течения, как анархо-индивидуализм и
особенно анархо-капитализм, предполагающие сочетание
безгосударственного общества с рыночной экономикой и частной
собственностью, в современной России маловлиятельны. Их сторонники
преобладают преимущественно в АДА, допускающий в свой состав
представителей всех течений анархизма. Для современных российских
анархистов характерно достаточно гармоничное сочетание идей различных
течений анархистской мысли. Так, анархо-синдикалисты из КРАС и СКТ,
отстаивая идею о ведущей роли синдикатов (массовых радикальных
профсоюзов) как ведущей силы преобразования общества, одновременно
разделяют принципы анархо-коммунизма. У многих участников движения
анархо-коммунистическое мировоззрение гармонично сочетается с идеями
экоанархизма, развитого в трудах Мюррея Букчина и Андре Горца.
Некоторое влияние среди анархистов имеют идеи анархо-примитивизма,
адепты которого не только призывают бороться против государства и
капитализма, но выступают также за отказ от городской цивилизации и
возвращение к обществу собирателей и охотников. Есть в России и
сторонники христианского анархизма, трактующие основы христианского
учения в духе идей свободы, солидарности и самоуправления трудящихся. Как
и их далёкие предшественники, современные российские анархисты
ориентируются на тактику прямого действия -- непосредственную борьбу
трудящихся в защиту своих социальных интересов независимо от органов
власти и политических партий. В 2008--2009 годах наибольшую известность
среди практикуемых анархистами акций прямого действия получили
несанкционированные демонстрации в знак протеста против убийств
активистов антифашистского движения (в том числе проведённое 20 января
2009 года шествие в знак протеста против убийства активиста левого
движения, известного адвоката Станислава Маркелова и участницы
анархистского движения, журналистки Анастасии Бабуровой); серия
митингов и шествий против злоупотреблений служебным положением со
стороны сотрудников МВД (апрель 2008 года), собиравших до 200--300
участников; экологические лагеря протеста; деятельность в составе
инициативы "Еда вместо бомб"; агитация среди бастовавших в Москве и
Московской области железнодорожников (весна 2008 года). Именно
анархисты из групп, впоследствии инициировавших создание "Автономного
действия", в своё время были во многом инициаторами и первыми
пропагандистами субкультур S.H.A.R.P. (скинхеды против расовых
предрассудков) и R.A.S.H. (красные скинхеды и анархо-скинхеды) в России. Разумеется,
анархистское движение не является примером наиболее массового и
успешного политического движения в России. Но стоит понять и причины
малочисленности анархистов. Левые организации переживают рост лишь в то
время, когда социальные движения (рабочее, экологическое, женское,
студенческое, аграрное и др.) переживают период подъёма и, выражая
общественную потребность в радикализации, прислушиваются в том числе и
к анархистам. Именно такое время переживала Россия конца XIX -- начала
XX веков, когда ещё незадолго до того небольшие и загнанные в подполье
полицией социал-демократические, эсеровские и анархистские группки за
считанные месяцы обрастали массами сторонников. В связи с этим следует
помнить, что как раз в наше время, в период всё нарастающего
экономического кризиса, в обществе ощущается потребность в сильных и
активных социальных движениях, способных действенно защитить интересы
граждан. Сумеют ли анархисты оказать здесь своё конструктивное влияние
-- покажет время. Однако уже сейчас ряд конструктивный начинаний
анархистов очевиден. Прежде
всего, это - экологическое движение, в котором в течение нескольких лет
анархисты были почти единственной силой, ежегодно организовывавшей в
России радикальные акции в форме лагерей протеста против строительства
и работы экологически вредных промышленных объектов. Последний из них
был проведён в июне--июле 2008 года совместно с общественным движением
"За экологическую безопасность Сасовского района" при поддержке местных
жителей под городом Сасово (Рязанская область). В митингах протеста,
проводимых экологами и местными активистами, участвовало до 900
человек. Итогом работы лагеря стал отказ губернатора Рязанской области
от открытия в селе Нижнее Мальцево цеха по производству
фенолформальдегидных смол. Скажем
немного об исследователе. Дмитрий Бученков -- кандидат политических
наук, специалист по анархистскому движению и молодёжным субкультурам в
современной России. Ещё до издания этой монографии из-под его пера
вышел ряд исследований по данной тематике. В центре внимания автора --
проблема роли молодёжных субкультур в политических движениях.
Представленная вниманию читателей монография написана на основе
широкого спектра исторических источников, большинство из которых (в
частности, периодика и официальные документы анархистского движения)
являются библиографической редкостью и в силу небольших тиражей и
трудностей с распространением недоступны для многих потенциальных
читателей. Исследование охватывает всё постсоветское пространство, не
замыкаясь рамками России. Читатель может ознакомиться с историей
анархистского движения в Казахстане, странах Прибалтики и т. д. Стоит
указать и на отдельные недостатки работы. Так, со времени написания
книги изменились некоторые обстоятельства, связанные с анархистскими
организациями. Например, название "Межпрофессиональный союз трудящихся"
не является закрепившимся окончательно наименованием Конфедерации
революционных анархо-синдикалистов (КРАС). С осени 2008 года оно уже не
используется в качестве официального названия этой организации.
Впрочем, жизнь политических движений идёт своим чередом и любое
опубликованное исследование вряд ли будет отражать все самые последние
события.